Ай да Анискин!

Sharing is caring!

Люди, которые думают, что подкованная русским левшой блоха-это сказки Николая Лескова, явно отстали от времени. Искусство микроминиатюры достигло высокого уровня. Увидеть работы одного из мастеров микроминиатюры –  Владимира Михайловича Анискина, можно в ВЦ «Галерея». Выставка продлится до 9 апреля.

Анискин Владимир Михайлович — кандидат физико-математических наук. Он занимается разработкой, созданием и применением микродатчиков для аэродинамических исследований и других областей науки. С 1999 года работает в Институте теоретической и прикладной механики СО РАН.

На последнем курсе института  будущий мастер решил заняться ювелирным делом, но в библиотеке ему попалась книга «Тайна невидимых шедевров» Г. И. Мишкевича и он увлёкся микроминиатюрой. Три месяца поиска подходящего микроскопа и упорной работы над полированием зерна принесли плоды. На свет появилась первая работа мастера — новогоднее поздравление на рисовом зёрнышке, её автор подарил своей маме. Сейчас у Владимира около двухсот работ, большая часть которых представлена в музее Санкт-Петербурга «Русский Левша». На выставке в  ВЦ «Галерея» вы можете увидеть тридцать две работы.

Мастеров микроминиатюры не так и много. Все они самоучки. «С некоторыми мастерами я знаком, но технологиями и опытом мы  не обмениваемся. Я, когда знакомился с ними, говорил, что мне интересно, как вы это сделали, но хочется самому докопаться до этого. Это творческий процесс, который приносит радость и удовольствие»,-говорит автор. Среди мастеров микроминиатюры нет какого-либо соревнования, считает Владимир. Каждый уникален в своём: у кого-то хорошо получается работать с золотом, у другого рисовать мелкие картинки, Владимир Анискин уникален тем, что создал наибольшее количество трёхмерных микроминиатюр.

В коллекции автора работы различной сложности и оригинальности. Среди классических работ: «Подкованная блоха», «Верблюды в игольном ушке», «Надпись на волосе». Оригинальные и очень сложные работы-это: «Роза в волосе», «Ландыши из пылинок», «Орден Суворова», «Невозможная фигура», трёхмерные мультипликационные персонажи и т.д.

Одна из работ вошла в книгу рекордов России. Это — самая маленькая книга. «Самую маленькую книгу в мире я задумал сделать в 2011 году. Очень долго искал технологии, чтобы не одну книжку сделать, а  хотя бы 10 штук, чтобы у неё был тираж. Поиск технологии занял много времени. Самая сложная часть работы — это закрепить листочки за пружинку…» Эта книга удивительна также тем, что её листочки можно переворачивать. По словам автора, если ты нашёл технологию, книгу можно сделать за три дня. Вообще на создание одной миниатюры уходит от недели до полугода. Поиск технологий может занимать несколько лет. Кстати, инструменты изготовляются автором. Все они умещаются на его ладони. Инструменты также представлены на выставке.

Сейчас Владимир Анискин планирует увеличить количество трёхмерных миниатюр до десяти-двенадцати штук, кроме того, продолжить работу над движущейся миниатюрой и создать самую маленькую вещь в мире, сделанную руками человека.

По словам Владимира Анискина, самая большая награда для него -это радость зрителей, их отзывы, которые порою бывают очень забавные: «Девочка одна пришла в музей, с чувством, что там только древности и пишет: «Замечательные работы, жаль, что такой уникальный мастер уже умер», -смеётся автор. Искусству миниатюры нельзя научить, можно показать технологию, но до всего остального человек должен дойти сам. Самые ценные работы — .это те, которые достаются кровью и потом. «Даже если ты спокоен и тебя ничто не отвлекает,  заметно, как  биение сердца передаётся инструменту. Биение импульсное и есть примерно пол секунды для того, чтобы вырезать какую-нибудь необходимую заготовку. Искусство между ударами сердца».

 

Дарина Боровкова