Александра Коптяева: «Важно показать, что ты такой же живой человек»

Sharing is caring!

       Несмотря на то, что удмуртский язык является национальным языком нашей республики, совсем немногие жители Удмуртии владеют им. Одни говорят, что он им не пригодится и потому учить его бессмысленно, другие же считают, что учиться надо еще в детстве, а то «потом уже поздно». Между тем, количество носителей удмуртского языка сокращается с каждым годом. При сохранении этой тенденции уже через 100 лет язык будет признан вымершим.

 

Порой одного желания для изучения языка недостаточно, ведь в процессе обучения главная роль всегда принадлежит учителю. О любви к языку, искусству и преподаванию мы поговорили с Александрой Коптяевой: выпускницей УдГУ и будущим преподавателем удмуртского языка.

 

— Как ты решила стать учителем удмуртского языка?

 

— Как таковой цели стать именно учителем удмуртского языка не было. При выборе специальности руководствовалась возможностью изучения английского языка, но на факультете профильным был так же удмуртский язык и удмуртская литература. А так как я хорошо знаю удмуртский и много читаю, то решила почему бы и нет. Профессия учителя представляет собой систематическое изучение языка, его особенностей и функций. Это как разбирать один огромный механизм на крошечные детали — каждая важна и интересна.

 

— На какой специальности ты учишься? Было ли сложности в обучении?

 

— Я учусь на специальности «Преподавание филологических дисциплин удмуртского и английского языков, и удмуртской литературы». Сложности были с изучением фонетики и исторической грамматики удмуртского языка. Нужно было учить много теорий, которые были давно опровергнуты, но знать их всё равно надо. А вот фонетика и синтаксис мне никогда не давались, сложно, запутано, не практично. Но в целом учиться довольно просто, но многое зависит от преподавателя, от его умения преподносить материал интересно и без лишней воды.

 

— На твой взгляд, какие навыки необходимо иметь учителю удмуртского?

 

— Учитель удмуртского языка должен уметь грамотно строить свою речь — подбирать интонацию, слова, избегать слов-паразитов. Отчасти это навык ораторского мастерства, но я думаю крайне важно уметь рассказывать материал так, чтобы вовлечь слушателя в процесс обучения, заинтересовать его. Так же важно быть начитанным, строить повествование по своего рода спирали — исходить из одного тезиса и развивать его шаг за шагом, приводя различные примеры из литературы и истории. Линейное повествование слишком скучно. Учителю необходимо обладать базовыми навыками психолога — стоить свою модель поведения и подбирать материал с учётом возрастных и поведенческих особенностей учеников. Важна рефлексия.

 

— Легко ли детям дается изучение удмуртского языка?

 

— Удмуртский язык довольно сложный, даже представить страшно какого изучать его с нуля. Я работаю с носителями языка, так что его изучение даётся детям просто. Так же, как и с другими языками, сложности возникают с грамматикой морфемикой, но в целом особых затруднений при изучении детьми удмуртского языка не возникало.

 

— Есть ли какие-нибудь методики, благодаря которым можно обучить даже самого непоседливого ребенка?

 

— К каждому ученику, само собой, нужен отдельный подход, особенно к непоседливому. Я стараюсь заинтересовать таких детей: интерактивные уроки, забавные видеоролики, картинки. Важно показать ребёнку, что ты не говорящая картонка с планеты «Учительская», а такой же живой человек, который понимает его, говорит на таком же языке и даже знает что такое Тик Ток и Геншин. В моём случаи на руку играет моя яркая внешность и умение находить общий язык. И одна из главных методик — показать, почему стоит изучать тот или иной предмет, для чего это нужно ученику, а точнее, какая для него здесь выгода. Может прозвучать капиталистично, но каждый хочет получать взамен вложенных усилий результат. Как минимум, чтобы что-то изучать и пополнять свой багаж знаний, нужно для того, чтобы выпендриваться. Чем не цель выучить новый факт и показать себя умным человеком в компании?

 

— Поделишься мечтами о своей идеальной карьере?

 

— Моя идеальная карьера — смесь языков, литературы и искусства. Хочу показать людям насколько интересна может быть их культура в разрезе исторического контекста, а это затрагивает многие дисциплины. Хочу суметь показать, что уроки/пары могут быть не скучными, учителя не злыми, а литература и искусство часть нашей жизни, которые открывают новые грани в пространстве. Наверное, моя идеальная карьера — найти место, где я смогу вдохновлять людей, а для меня это очень важно.

 

Мария Леонтьева