История одной затерянной картины

Sharing is caring!

В Ижевск из Ирбита привезли выставку картин Питера Пауля Рубенса. Среди них — мМножество работ, сделанных в разных стилях,  а также живописную картину «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой». Окунёмся глубже в историю этой картины.

 

Картину привезли из  Ирбита,  что неподалёку от Екатеринбурга. Это  очень маленький город, но в нём есть своя жемчужина — Музей изобразительных искусств . В его коллекции  есть графические работы Леонаро да Винчи,  работы Тициана и  Рубенса. Подтверждение того, что это работа Рубенса произошло в 2012 году, а картина поступила в музей в 1976 году.

В начале 70-ых годов, Валерий Андреевич Карпов стал директором небольшой картинной галереи. Ему отдали старой здание, он его восстановил. Валерий Андреевич  решил, что хочет сделать из этого здания музей, хотя у него не было своих фондов, а чтобы получить это звание, надо иметь более 15 тыс. экспонатов в коллекции. Он начал ездить, покупал экспонаты в антикварных лавках, в Москве, в Петербурге, ездил по крупным музеям. В Эрмитаже есть экспонаты, не числящиеся в основной коллекции, которые не имеют особой художественной или исторической ценности. Валерий Андреевич 4 года ездил, просил, и ему решили дать старую, грязную, замшелую, порванную, но большую картину. Она числилась в Эрмитаже, как копия работы учеников Рубенса. В 2012 году нашлись деньги на реставрацию, а это очень дорогой процесс.     Подлинность художника определяют по тому, как наложены мазки, какие приёмы он использует. И во время реставрации  специалисты понимают, что это какой-то известный художник, возможно сам Питер Пауль Рубенс. Приезжает эксперт и устанавливает,  что это действительно работа кисти Рубенса и его двух учеников. Вот такое чудо появляется в ирбитском музее. В Эрмитаже эта работа считалась копией с копии потому, что в Вене в музее находится работа «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой». У этой картины была история,  паспорт,  где она была, кому была передана, кто покупал. И получалось , что у этой картины история была совершенно чистая, а у той, что пылилась в Эрмитаже тёмная и непонятная. После революции она находилась в доме известного врача — хирурга,  потом попала в музейные фонды. Где она была до этого,  не известно. Можно сравнить картины. Та, что стояла в Вене и та, которая была в Петербурге. (привезли фотографию венской версии картины).  Во-первых, Рубенс любил строить динамические картины и заполнял почти весь холст, всё пространство, венская работа кажется пустоватой, слишком просторная, Рубенс — это движение.  Во- вторых, кожа, лицо Марии, холодные выражения, венская работа более холодная, более театрализованная. Когда на петербургской какое- то ощущение накала эмоций, что характерно для стиля Питера Пауля. Итак венская картина  забирается из экспозиции , потому что в России сделано заявление , что найден оригинал . В последствии выясняется , что их картина тоже является из мастерской Рубенса, но вышла позже, петербургская картина стала считаться более ранней. Так приоткрылась завеса тайны и самый первый оригинал картины был найден.

 

Дарья Бурова