Как одеть театральный спектакль?

Sharing is caring!

Трудоемкая работа художника-сценографа создает визуальный образ  спектакля, помогает погрузить  зрителя в происходящее на сцене. Современный зритель конечно отличается от зрителя 100 летней давности. Изменился мир, информационный поток, технологии. Сегодняшний зритель много видит, много знает в смежных областях. Время создает определенные условия для возникновения новых профессий. В старейшем театральном ВУЗе страны- ГИТИСе, в 1992 году был открыт  факультет сценографии. О самом молодом и очень многообещающем отделении нам рассказала О.В.Акельева.

Молодые художники становятся за годы обучения в художниками-технологами, художниками-постановщиками, художниками по сценическому костюму, художниками-постановщиками в театре кукол. Главное требование к любому студенту — формирование личностного видения  спектакля. Можно с уверенностью заявить, что эта тенденция направлена на сближение со зрителем. Оксана Васильевна Акельева считает: «Публика может устать смотреть на одно и то же от начала до конца, поэтому частая смена декораций, использование новейших технологий и неординарные решения помогают зрителю поддерживать интерес к происходящему на сцене, поэтому студентам необходимо получение знаний в смежных областях».  Студенты факультета сценографии изучают такие дисциплины как: композиция, академическая живопись, академический рисунок, начертательная геометрия, основы перспективы и основы архитектуры, устройство и оборудование сцены, история русской и зарубежной литературы, история русского и зарубежного театра, история костюма, технология исторического костюма, история и технология военного костюма, конструирование и технология создания театральной куклы, тренинг по кукловождению, основы режиссуры и работа художника с режиссером и т.д.

Иногда  времени, отведенного на сценографическую композицию в учебном процессе,  не достаточно для выполнения всех работ. Поэтому студенты часть работ выполняют самостоятельно, что также является обязательной частью учебного процесса. Суровую действительность студентам открывает оригинальное задание, так называемая  «клаузура». За ограниченный временной период, студенты должны придумать и создать модель или элементы декораций к литературному произведению, персонажу или образу. Это учебное задание на развитие способностей  нестандартного мышления, формированию навыка  быстрой концентрации. Такая практика бывает неожиданной и иногда вызывает сложности, но полностью оправдывает себя ради будущих шедевров.

Во время разговора я поинтересовалась,  почему такого важного направления в театральном образовании не существовало так долго. Вопрос оказался нелегким,  и в зале прозвучало предположение о ненужности такой работы в некоторых спектаклях. О.В.Акельева  справедливо заметила, что это правда. Но от себя добавила, что  создание спектакля это совместное творчество режиссера и художника. Они вместе создают мир спектакля: он может быть минималистичным ( буквально из одного стула), а может быть сложносочиненным, с использованием  современных технологий — мультимедиа, видеопроекции, спецэффектов и т. д. Вот почему так возросла роль сценографа в создании спектакля. Иногда она становится решающей. Визуально-эстетическая составляющая важна везде.

Выпускники факультета работают и в кино, и в театре, художниками -постановщиками художниками по костюму, работают в книжной графике, становятся дизайнерами, становятся художниками -живописцами, участвуют в  международных биенале и выставках.  Ознакомившись с  работами студентов ГИТИСа, которые О.В. Акельева показала в виде слайд-шоу ,  у меня не осталось сомнений в возможностях их авторской самореализации.

 

Карина Назмутдинова