Людмила Макарова: «Я поняла, что имею право любить фантастику, писать ее, читать ее и говорить об этом глядя в глаза»

Sharing is caring!

Людмила Макарова —   писатель – фантаст. Она  родом из Ижевска. Ее  фантазия не имеет границ. Людмила Макарова дебютировала  в 2005 году, благодаря литературному журналу «Луч», который опубликовал рассказы «Открытая вода», «Сетевой маркетинг» и «Ремиссия». Однако читателю больше известен   проект  «Дозоры» Сергея Лукьяненко, а также произведения «Близкие звезды», «Планета миражей». Сейчас она проживает в Москве. 



— Людмила Витальевна, что  сподвигло Вас перенести свои идеи на бумагу?


Конкретной отсечки, что я не писала, а потом вдруг начала записывать  – у меня нет.  Мне сразу понравилась идея складывать слова в предложения и отображать их на бумаге. Как только я научилась этому в детстве, мне   показалось это интересным. Даже в школьном возрасте я что-то пыталась написать в тетрадке, какие-то истории,  поэтому не могу сказать, что меня что-то сподвигло, мне просто это нравилось.

— В детстве Вы также писали стихи. Не хотели ли Вы когда-нибудь вернуться к поэзии?

— Думаю, что вряд ли у меня получится.  Все-таки,  мне кажется, что поэзия более эмоциональна, чем проза. Кроме мысли, в каждом стихотворении  обязательно должна быть какая-то волна чувств и эмоций. Сейчас я не чувствую в себе силы творить именно в таком варианте.  Это был этап в жизни, к которому я вряд ли когда-нибудь вернусь. Однако, по необходимости, я пишу стихи. Например, от имени персонажа или когда мне нужны какие-то стилизации в тексте  — для меня это труда не составляет.

— Что вдохновляет Вас на написание ваших романов?

—  Не могу сказать, что есть какой-то один источник  вдохновения. Это многофакторный процесс.  Для меня  вдохновение  – это личные впечатления от чего-либо.  Например,  от увиденного, прочитанного,  от нечаянно пойманных фраз.  В общем, что-то  неуловимое.  Много раз слышала от моих коллег-писателей, что их вдохновляет музыка, но для меня  почему-то этот источник вдохновения закрыт.

— Если бы Вы не писали фантастику, то какой жанр Вы бы выбрали для вашего творчества?

—   Я об этом не задумывалась. Скорее всего, дорожные истории, путевые заметки.  Точно не детектив, это совсем не мое. 

— Как менялись Ваши литературные предпочтения на протяжении жизни?

—  Я любила приключенческие романы, фантастику. Раньше я думала, что фантастика — не очень серьезный жанр, если только это не Станислав Лем или Айзек Азимов. Все остальное казалось мне недостойным, по сравнению со Львом Толстым.   С годами я поняла, что эта мысль не верна.  Вообще, на протяжении жизни я сделала для себя два открытия.  Во-первых,   перестала  ощущать себя читателем легкого жанра в обсуждениях  с другими людьми.  Я поняла, что имею право любить фантастику, писать ее, читать ее  и говорить об этом  глядя в   глаза. Так я укрепила свое предпочтение к этому жанру.  Во-вторых, для меня поменялось ощущение классики на этом фоне. Как только я разрешила себе любить фантастику,   тут же разрешила себе периодически читать классику вне школьной программы. Не читаю детективы. Как не любила их, так и не люблю.

— Если бы у Вас была возможность изменить что-то в самых первых романах, что бы Вы изменили и стали бы менять вообще?

 

— В самом первом романе «Близкие звезды» я бы изменила композицию, потому что он писался как отдельные заметки, а когда это все собралось в цельное произведение, стало заметно «рваное» повествование, особенно в первой половине романа. Как бы я не пыталась вытянуть текст, все равно получались  перепрыгивания с персонажа на персонаж.

—  Поддерживаете ли Вы связь с другими писателями из Ижевска?  


К сожалению, нет. Я практически никого не знаю. Разве что Полину Гладыш. Мы познакомились в Ижевске  на фестивале фантастики в прошлом году. Напрямую мы с ней не общаемся, но в друзьях друг у друга в Фейсбуке.

Фантастика очень популярна среди молодежи. Что Вы думаете о тех, кто отказывается от чтения классических произведений, предпочтя ей современную фантастику? 


Я думаю, что  ничего в этом страшного нет. Если человек думающий, то пусть читает фантастику. В ней есть масса направлений:  есть фантастика развлекательная, а есть достаточно серьезная.  Например,   цикл «Основание» того же Айзека Азимова. Это нельзя назвать легким чтением, которое испортит вкус. Также, если человек не остановился на одном уровне, а развивается, то ему станет интересно, что происходит в других жанрах, как это было со мной. Я не могу сказать, что не читала классику в школе. Я прочитала ее от и до.  Причем, в целом достаточно легко. В то время как мои сверстники рыдали из-за  «Преступления  и наказания», мне эта книга понравилась, но как только у меня появилась возможность читать  больше фантастики, я читала ее. Позже я поняла, что готова познакомиться с другими жанрами.

Сколько по времени у Вас занимает написание одного романа?

— Смотря какой  роман.  Если это роман, который я пишу    «для души»,  для себя, без  особой надежды продать, потому что издателю он может понравиться или не понравиться, его могут взять, могут не взять, то такой роман может писаться год, а со всеми правками, наверное, и чуть больше.   Если это роман, который я пишу в литературный проект, то где-то 4-5 месяцев, поскольку я работаю в мире, созданном автором идеи.

— Что Вы можете посоветовать начинающим фантастам?


Во-первых, много  читать и читать в разных жанрах. Во-вторых, писатель должен хорошо разбираться в интернете и знать интернет-аудиторию,  чтобы продвигать там свое  творчество.  В-третьих, писатель должен посещать различные  литературные мероприятия и мастер-классы, знакомиться с издателями.

— Творчество каких фантастов Вам нравится? 

— Я очень люблю Станислава Лема. Я считаю его фантастом номер один. Айзека Азимова,  Беляева.  То есть все классики фантастики, а из современных авторов —  Чайна Мьевиль ,  соавторы  под псевдонимом Джеймс Кори и частично Дэвид Брин.

 

 

  — У кого из них, на Ваш взгляд, есть чему поучиться? 


У Джеймса Кори с «Пробуждением Левиафана», потому что эти соавторы взяли очень банальную идею, которая сто раз обыграна в мировой и отечественной фантастике – о том, как инопланетная молекула оказалась в солнечной системе – об этом только ленивый не написал.  У   этих людей получилось  не просто сделать интересно, а еще сделать так, чтобы  было  невозможно оторваться от книги. Они настолько хорошо владеют приемами удержания читательского внимания, что у них определенно есть чему поучиться.

Какие книги Вы бы могли посоветовать прочесть каждому?

— Я, наверное,  не возьмусь советовать.  Книг очень много и людей очень много. Зависит от человека и того, что ему нравится больше. Если брать фантастику, то, конечно, надо ознакомиться с произведениями классиков жанра. Начиная с Ефремова «Туманность Андромеды», заканчивая Лукьяненко.

— Как Вы относитесь к фантастам прошлого и современности?

— Мне кажется, что это сложная тема для сравнения, потому что современная фантастика существует в условиях книжного рынка, а та фантастика, которая начиналась в 30-х – 50-х годах 20 века, существовала в совершенно других условиях. Отличается время – отличается литература.

Хотели бы Вы, чтобы Ваши романы экранизировали?

— Ну, конечно, хотела бы! Любой автор скажет это. Было бы очень интересно.

— Тогда кого бы Вы хотели видеть в качестве режиссера?


Наверное, лет 10-15 назад я бы хотела видеть в качестве режиссера Люка Бессона, но в последнее время он меня разочаровал. Честно говоря, не задумывалась об этом, но первым делом, что  приходит в голову —   его имя.

 — Хотели бы Вы, чтобы Ваши романы издали за рубежом?

— Да, хотела бы, но не все. Я думаю, что те книги, которые входят в «дозорный»  литературный проект и в  проект «Тайный город» вряд ли    будут понятны западному читателю. Там очень много российских реалий.  Я бы хотела, чтобы перевели космическую фантастику. Мне кажется, что она универсальна, понятна. Тема космоса и звездолетов завораживает всех.

 

Карина Паронян