Помогать, играя

Sharing is caring!

 

С каждым годом создается все больше форм и методов дошкольного образования, и каждая из них претендует на звание самой инновационной и прогрессивной, однако самым эффективным способом решения проблем адаптации и коррекции психического развития детей раннего и дошкольного возраста признана лекотека.

 

Лекотека – это не только форма дошкольного образования. Прежде всего это служба психологического и педагогического сопровождения «особых» детей и их родителей. Она заключается в еженедельных бесплатных индивидуальных занятиях с логопедом, дефектологом и психологом.

Само слово «лекотека» в буквальном переводе означает «хранилище игрушек», а конкретнее, лекотека представляет собой пространство, где можно играть и общаться со специалистами.

Родиной лекотеки является Стокгольм, где в 1963 году по инициативе родителей и педагогов было создано своеобразное собрание развивающих игр и игрушек. Модель Российской Лекотеки была разработана и внедрена в Москве в 2001г. при финансовой поддержке Агенства США по международному развитию в рамках программы «Помощь детям–сиротам в России». Сейчас лекотеки есть практически в каждом городе на базе дошкольных образовательных учреждений и центров диагностики и консультирования.

Основной целью лекотеки является социализация ребенка, развитие у него сенсорных навыков, речи, а также психологическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья. Посещать такие учреждения могут малыши от 2 месяцев до 7 лет, по тем или иным причинам не имеющие возможности посещать дошкольные учреждения. Педагоги лекотеки помогают деткам формировать предпосылки к обучению, поддерживают развитие личности детей и оказывают психолого-педагогическую помощь родителям. Обучение проходит в коррекционно-обучающей форме игровой деятельности, которая помогает обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

 

 

Стоит отметить, что игра – это основной метод лекотеки. Преподаватели лекотеки считают, что взрослые, которые воспитывают ребенка с особыми потребностями, должны воспринимать игру как жизненную необходимость для детей раннего возраста, так как это основной источник знаний, навыков и, что не маловажно, хорошего настроения. Родители должны уметь обыграть любую ситуацию, и при этом их действия должны быть выразительными и мягкими, чтобы ребенок мог их понять. Главным принципом лекотеки является работа с родителями. Педагоги помогают им понять сущность имеющихся у ребенка проблем и выстроить линию поведения, комфортную для общения с ребенком. Таким образом, родители становятся полноправными участниками коррекционно-развивающего процесса.

Лекотека призвана помочь малышам правильно взаимодействовать с окружающим миром, а их родителям – понимать особые потребности своих детей. Уже более полувека лекотека остается действенным и комфортным способом работы с «особыми» детьми и их родителями, а внедрение новых технологий делает ее актуальной формой обучения.

 

Мария Леонтьева