Есть в мире вечные противостояния: война и мир; любовь и предательство; самоотверженность и трусость. Все эти темы поднимаются в трагикомедии Эмира Кутурицы «Андеграунд», где отображается полувековая история Югославии: от начала Второй Мировой войны до развала страны в 90-ых годах.
Кинокартина пронизана болью потерь обычного народа, чья земля стала местом междоусобицы между правящими верхами, а потом и становлению кровавого тоталитарного режима. Главные герои картины являются борцами с нацизмом, с течением временем слишком увлекаются и борются уже с несуществующим врагом, пребывая в информационном вакууме. Жизнь для них – это подполье, в котором они производят оружие против давно сдавшегося врага. Бесконечный конвейер с винтовками представляет для них настоящую жизнь. Выход из Подполья дается тяжело. Их дети, взращённые на «святом» духе патриотизма, увы, нежизнеспособны: они не отличают солнца от луны, не умеют плавать и хотят вернуться «назад в подвалы».
«Война — еще не война, пока брат не поднимет руку на брата», — говорится в фильме. Эти горькие слова отражают нечеловеческую боль целого поколения многих югославов, которые не в силах понять происходящую мясорубку и смириться с развалом их общего, некогда счастливого государства. Герои подполья Кустурицы и есть эти люди. Спустя полвека они и не представляли, насколько жестокой и нестерпимой бывает горечь, не придуманной ими, а настоящей войны.
«У этой истории нет конца»! Эта финальная фраза имеет, несомненно, двойной смысл, ведь герои фильма, отколовшиеся от действительности никогда не вернутся в прежнее мирное русло жизни, как и не вернутся те, кого тронули те страшные события.
Влад Верещагин